Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду» Адаптация детей раннего возраста
Консультация для родителей
«Адаптация детей раннего возраста к детскому саду»
Адаптация детей раннего возраста
Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и
привыкание к еѐ условиям.
У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное
состояние. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся
положительных привычек и навыков. Например, дома просился на горшок –
в детском саду этого не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду
отказывается. Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит
к снижению иммунитета, к ухудшению физического развития, потере веса,
иногда к заболеванию.
Выделяют три степени адаптации: лѐгкую, средней тяжести и тяжѐлую.
При легкой адаптации отрицательное эмоциональное состояние длится
недолго. В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с
детьми. Но в течение первого месяца после поступления в детский сад по
мере привыкания к новым условиям все нормализуется. Ребенок как правило
не заболевает в период адаптации.
При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка
нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после
поступления он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями.
Заболевание длится 7-10 дней и завершается без каких-либо осложнений.
Самой нежелательной является тяжелая адаптация, когда эмоциональное
состояние ребенка нормализуется очень медленно (иногда этот процесс
длится несколько месяцев). В этот период ребенок либо переносит повторные
заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие
нарушения поведения. Тяжелая адаптация отрицательно влияет как на
состояние здоровья, так и на развитие детей.
От чего же зависит характер и длительность адаптационного периода?
Исследования педагогов, медиков показывают, что характер адаптации
зависит от следующих факторов:
- возраст ребенка. Труднее адаптируются к новым условиям дети в возрасте
от 10-11 месяцев до 2-х лет. После 2-х лет дети значительно легче могут
приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что к
этому возрасту они становятся более любознательными, хорошо понимают
речь взрослого, у них более богатый опыт поведения в разных условиях.
- состояния здоровья и уровня развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый
ребенок легче переносит трудности социальной адаптации.
- сформированности предметной деятельности. Такого ребенка можно
заинтересовать новой игрушкой, занятиями.
- индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста по разному
ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни дети плачут,
отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют
бурным протестом. Но проходит несколько дней, и поведение ребенка
меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребенок с интересом следит за
игрой товарищей. Другие, наоборот в первый день внешне спокойны. Без
возражения выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с
плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участия в
играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель.
- условий жизни в семье. Это создание режима дня в соответствии с
возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей
умений и навыков, а также личностных качеств (умение играть с игрушками,
общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя и т.д.).
Если ребенок приходит из семьи, где не были созданы условия для его
правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно привыкать к
условиям дошкольного учреждения.
- уровня тренированности адаптационных механизмов, опыта общения со
сверстниками и взрослыми. Тренировка механизмов не происходит сама по
себе. Необходимо создавать условия, которые требуют от ребенка новых
форм поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад
неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников,
знакомых, выезжали на дачу и т.п.), легче привыкают к дошкольному
учреждению. Важно, чтобы в семье у ребенка сложилось доверительные
отношения со взрослыми, умение положительно относится к требованиям
взрослых.
Объективными показателями окончания периода адаптации у детей
являются:
- глубокий сон;
- хороший аппетит;
- бодрое эмоциональное состояние;
- полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное
поведение;
- соответствующая возрасту прибавка в весе.
Игры в период адаптации ребенка к детскому саду
Чтобы снизить напряжение необходимо переключить внимание малыша на
деятельность, которая приносит ему удовольствие. Это, в первую очередь,
игра.
Игра «Наливаем, выливаем, сравниваем»
В таз с водой опускаются игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки
с отверстиями. Можно заполнить миску с водой пуговицами, небольшими
кубиками и т.д. и поиграть с ними:
- взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать их в другую;
- собрать одной рукой, например, бусинки, а другой – камушки;
- приподнять как можно больше предметов на ладонях.
После выполнения каждого задания ребенок расслабляет кисти рук, держа их
в воде. Продолжительность упражнения – около пяти минут, пока вода не
остынет. По окончании игры руки ребенка следует растирать полотенцем в
течении одной минуты.
Игра «Рисунки на песке»
Рассыпьте манную крупу на подносе. Можно насыпать ее горкой или
разгладить. По подносу проскачут зайчики, потопают слоники, покапает
дождик. Его согреют солнечные лучики, и на нем появится рисунок. А какой
рисунок, вам подскажет ребенок, который с удовольствием включится в эту
игру. Полезно выполнять движения двумя руками.
Игра «Разговор с игрушкой»
Наденьте на руку перчаточную игрушку. На руке ребенка тоже перчаточная
игрушка. Вы прикасаетесь к ней, можете погладить и пощекотать, при этом
спрашиваете: «Почему мой … грустный, у него мокрые глазки; с кем он
подружился в детском саду, как зовут его друзей, в какие игры они играли» и
т.д. Побеседуйте друг с другом, поздоровайтесь пальчиками. Используя
образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения, ребенок
скажет вам, что же его тревожит, поделится тем, что трудно высказать.
Уважаемые родители чаще играйте со своими детьми! Они будут
окружены любовью, заботой и легче перенесут адаптацию к детскому
саду!