Сайт воспитателя Червяковой Оксаны Васильевны

Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду» Адаптация детей раннего возраста

 

              Консультация для родителей

«Адаптация детей раннего возраста к детскому саду»

Адаптация детей раннего возраста

Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и

привыкание к еѐ условиям.

У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное

состояние. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся

положительных привычек и навыков. Например, дома просился на горшок –

в детском саду этого не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду

отказывается. Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит

к снижению иммунитета, к ухудшению физического развития, потере веса,

иногда к заболеванию.

Выделяют три степени адаптации: лѐгкую, средней тяжести и тяжѐлую.

При легкой адаптации отрицательное эмоциональное состояние длится

недолго. В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с

детьми. Но в течение первого месяца после поступления в детский сад по

мере привыкания к новым условиям все нормализуется. Ребенок как правило

не заболевает в период адаптации.

При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка

нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после

поступления он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями.

Заболевание длится 7-10 дней и завершается без каких-либо осложнений.

Самой нежелательной является тяжелая адаптация, когда эмоциональное

состояние ребенка нормализуется очень медленно (иногда этот процесс

длится несколько месяцев). В этот период ребенок либо переносит повторные

заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие

нарушения поведения. Тяжелая адаптация отрицательно влияет как на

состояние здоровья, так и на развитие детей.

От чего же зависит характер и длительность адаптационного периода?

Исследования педагогов, медиков показывают, что характер адаптации

зависит от следующих факторов:

  • возраст ребенка. Труднее адаптируются к новым условиям дети в возрасте

от 10-11 месяцев до 2-х лет. После 2-х лет дети значительно легче могут

приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что к

этому возрасту они становятся более любознательными, хорошо понимают

речь взрослого, у них более богатый опыт поведения в разных условиях.

  • состояния здоровья и уровня развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый

ребенок легче переносит трудности социальной адаптации.

  • сформированности предметной деятельности. Такого ребенка можно

заинтересовать новой игрушкой, занятиями.

  • индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста по разному

ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни дети плачут,

отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют

бурным протестом. Но проходит несколько дней, и поведение ребенка

меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребенок с интересом следит за

игрой товарищей. Другие, наоборот в первый день внешне спокойны. Без

возражения выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с

плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участия в

играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель.

  • условий жизни в семье. Это создание режима дня в соответствии с

возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей

умений и навыков, а также личностных качеств (умение играть с игрушками,

общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя и т.д.).

Если ребенок приходит из семьи, где не были созданы условия для его

правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно привыкать к

условиям дошкольного учреждения.

  • уровня тренированности адаптационных механизмов, опыта общения со

сверстниками и взрослыми. Тренировка механизмов не происходит сама по

себе. Необходимо создавать условия, которые требуют от ребенка новых

форм поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад

неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников,

знакомых, выезжали на дачу и т.п.), легче привыкают к дошкольному

учреждению. Важно, чтобы в семье у ребенка сложилось доверительные

отношения со взрослыми, умение положительно относится к требованиям

взрослых.

Объективными показателями окончания периода адаптации у детей

являются:

  • глубокий сон;
  • хороший аппетит;
  • бодрое эмоциональное состояние;
  • полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное

поведение;

  • соответствующая возрасту прибавка в весе.

Игры в период адаптации ребенка к детскому саду

Чтобы снизить напряжение необходимо переключить внимание малыша на

деятельность, которая приносит ему удовольствие. Это, в первую очередь,

игра.

Игра «Наливаем, выливаем, сравниваем»

В таз с водой опускаются игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки

с отверстиями. Можно заполнить миску с водой пуговицами, небольшими

кубиками и т.д. и поиграть с ними:

  • взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать их в другую;
  • собрать одной рукой, например, бусинки, а другой – камушки;
  • приподнять как можно больше предметов на ладонях.

После выполнения каждого задания ребенок расслабляет кисти рук, держа их

в воде. Продолжительность упражнения – около пяти минут, пока вода не

остынет. По окончании игры руки ребенка следует растирать полотенцем в

течении одной минуты.

Игра «Рисунки на песке»

Рассыпьте манную крупу на подносе. Можно насыпать ее горкой или

разгладить. По подносу проскачут зайчики, потопают слоники, покапает

дождик. Его согреют солнечные лучики, и на нем появится рисунок. А какой

рисунок, вам подскажет ребенок, который с удовольствием включится в эту

игру. Полезно выполнять движения двумя руками.

Игра «Разговор с игрушкой»

Наденьте на руку перчаточную игрушку. На руке ребенка тоже перчаточная

игрушка. Вы прикасаетесь к ней, можете погладить и пощекотать, при этом

спрашиваете: «Почему мой … грустный, у него мокрые глазки; с кем он

подружился в детском саду, как зовут его друзей, в какие игры они играли» и

т.д. Побеседуйте друг с другом, поздоровайтесь пальчиками. Используя

образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения, ребенок

скажет вам, что же его тревожит, поделится тем, что трудно высказать.

Уважаемые родители чаще играйте со своими детьми! Они будут

окружены любовью, заботой и легче перенесут адаптацию к детскому

саду!

 

Оставить комментарий: