Сайт воспитателя Червяковой Оксаны Васильевны

Консультация для родителей Как помочь ребёнку повзрослеть? Кризис трёх лет

Консультация для родителей

Как помочь ребёнку повзрослеть? Кризис трёх лет

Описание: Данная консультация поможет родителям малышей разобраться в

понятии "кризис трёх лет", а также, что делать, как себя вести, как

реагировать на некоторые выходки изменившегося ребёнка, а главное, как

помочь малышу справиться с самим собой.

Малыша-ангелочка, которого вы родили около двух с половиной лет назад,

исчез. Появился маленький монстр, деспот, эгоист, он издевается, проверяет

нервы на прочность и с интересом любуется на вас, когда вы вне себя. Это

кризис трёх лет. Первые два – кризис новорожденности и года – прошли

незаметно и благополучно, а вот что делать с этим? Не обращать внимания,

жить как раньше – невозможно. Что с ребёнком? Всё в норме. Дитятко

прожило достаточно времени, ориентируясь на вас: ваше настроение,

поведение, действия, манеры воспринимались ребёнком как его собственные.

И вдруг такая находка – «Я». «Я – личность», есть мир, и есть «Я». Но эту

находку нельзя потрогать, попробовать на зуб, разобрать, ей можно

позабавиться, только проявляя в поведении, чем ребенок охотно и занимается:

ноет, закатывает истерики, выражает строптивость.

В простонародье таких детей по-разному называют. Возрастные же

психологи говорят, что кризис развития нужен для формирования личности

ребёнка. А вот как пройдёт этот кризис и каким после станет ребёнок,

зависит от взрослых. Поэтому вот вам руководство к действию. Наберитесь

терпения. Упрямство, строптивость, негативизм, своеволие, бунт, деспотизм,

обесценивание человеческих норм поведения – характерные черты этого

периода. Не думайте, что «вам достался» несносный ребёнок, он просто ещё

не научился себя вести. Он не знает как «играть» со своей находкой «я».

- Малыш обнаружил свою личность, но не в курсе, какая она – хорошая или

плохая. Именно в этот период закладывается самооценка, а значит, задача

родителей – не скупиться на одобрения, не критиковать без веских причин.

- Ребёнку важно всё делать самому, и это не только есть, одеваться, чистить

зубы – так развивается его самостоятельность; сейчас же формируется и

независимость, а значит – важно и решения самому принимать. Уступайте

ребёнку, выстраивайте общение так, чтобы он имел возможность

переубедить вас, хотя бы в мелочах, «мелочь» ведь для вас, а для ребёнка всё

существенно.

- Упрямство – своеобразный тренажёр воли, не изводите его на корню, идите

на разумные компромиссы.

- Зная об особенностях периода, смените тактику. Нравится ребёнку

проявлять упрямство, вредничать, поиграйте с ним так, чтобы он мог

реализовать эти свои черты, выпустить пар в игре. Я, например, кормлю

дочь, запрещая есть из моей тарелки. Радуюсь, когда Алиса не надевает

тапки, и кладу их на верхнюю полку шкафа, обувь сразу становится

востребована. Берите ребёнка «на слабо» (тебе это всё не съесть!). Запрещая

что-либо понарошку, не будьте слишком серьёзны, развлекитесь вместе,

посмейтесь над детским непослушанием. Здесь главное, чтобы малыш точно

понимал, где игра, а где реальные требования.

- Надо заметить ещё и то, что весь негатив кризиса выливается на человека,

который ближе всех в общении. Мама часто может слышать в этот период от

отца, бабушек, нянь, воспитателей: «С нами он (ребёнок) так себя не ведёт!».

И понятно, ведь всё предшествующее время малыш жил именно мамой (или

тем, кто её заменяет), поэтому сейчас противопоставляет себя данному

человеку с особым усердием.

- Часто в этот период дети становятся невозможными нытиками. Идите снова

на хитрость: делайте вид, что не понимаете неразборчивую речь, но очень

хотите узнать, в чём её суть. Ноет, что хочет сок, переспросите: «Хочешь

кок? Ноет бок? Чулок!» Скажет как следует – получит своё.

- Хуже нытья только истерики. Соберите волю в кулак и не обращайте

внимания, пусть орёт, катается по земле, главное, чтобы без травм, остальное

– пусть. От вас не должно быть никаких эмоций: ни положительных, ни

отрицательных. Не обсуждайте это происшествие. Симулянт должен знать:

вас этим не проймешь, вам НИКАК, вы НЕ ЗАМЕТИЛИ, что случилось. Если

ситуация не позволяет «оставить истерику без внимания», попробуйте

отвлечь (только не выдать желаемое); не получилось – пожалейте, обнимите,

«переведите стрелки» на сказочный, вымышленный персонаж. (Мне очень

жаль, но Баба-Яга запретила тёте продавать нам эту игрушку.) Но жалеть и

отвлекать – это крайняя мера, истерика должна быть проигнорирована! И

помните – все наладится. Результат прохождения кризиса – становление

воли, самостоятельности, гордости за

Оставить комментарий: