Консультация для родителей Как помочь ребёнку повзрослеть? Кризис трёх лет
Консультация для родителей
Как помочь ребёнку повзрослеть? Кризис трёх лет
Описание: Данная консультация поможет родителям малышей разобраться в
понятии "кризис трёх лет", а также, что делать, как себя вести, как
реагировать на некоторые выходки изменившегося ребёнка, а главное, как
помочь малышу справиться с самим собой.
Малыша-ангелочка, которого вы родили около двух с половиной лет назад,
исчез. Появился маленький монстр, деспот, эгоист, он издевается, проверяет
нервы на прочность и с интересом любуется на вас, когда вы вне себя. Это
кризис трёх лет. Первые два – кризис новорожденности и года – прошли
незаметно и благополучно, а вот что делать с этим? Не обращать внимания,
жить как раньше – невозможно. Что с ребёнком? Всё в норме. Дитятко
прожило достаточно времени, ориентируясь на вас: ваше настроение,
поведение, действия, манеры воспринимались ребёнком как его собственные.
И вдруг такая находка – «Я». «Я – личность», есть мир, и есть «Я». Но эту
находку нельзя потрогать, попробовать на зуб, разобрать, ей можно
позабавиться, только проявляя в поведении, чем ребенок охотно и занимается:
ноет, закатывает истерики, выражает строптивость.
В простонародье таких детей по-разному называют. Возрастные же
психологи говорят, что кризис развития нужен для формирования личности
ребёнка. А вот как пройдёт этот кризис и каким после станет ребёнок,
зависит от взрослых. Поэтому вот вам руководство к действию. Наберитесь
терпения. Упрямство, строптивость, негативизм, своеволие, бунт, деспотизм,
обесценивание человеческих норм поведения – характерные черты этого
периода. Не думайте, что «вам достался» несносный ребёнок, он просто ещё
не научился себя вести. Он не знает как «играть» со своей находкой «я».
- Малыш обнаружил свою личность, но не в курсе, какая она – хорошая или
плохая. Именно в этот период закладывается самооценка, а значит, задача
родителей – не скупиться на одобрения, не критиковать без веских причин.
- Ребёнку важно всё делать самому, и это не только есть, одеваться, чистить
зубы – так развивается его самостоятельность; сейчас же формируется и
независимость, а значит – важно и решения самому принимать. Уступайте
ребёнку, выстраивайте общение так, чтобы он имел возможность
переубедить вас, хотя бы в мелочах, «мелочь» ведь для вас, а для ребёнка всё
существенно.
- Упрямство – своеобразный тренажёр воли, не изводите его на корню, идите
на разумные компромиссы.
- Зная об особенностях периода, смените тактику. Нравится ребёнку
проявлять упрямство, вредничать, поиграйте с ним так, чтобы он мог
реализовать эти свои черты, выпустить пар в игре. Я, например, кормлю
дочь, запрещая есть из моей тарелки. Радуюсь, когда Алиса не надевает
тапки, и кладу их на верхнюю полку шкафа, обувь сразу становится
востребована. Берите ребёнка «на слабо» (тебе это всё не съесть!). Запрещая
что-либо понарошку, не будьте слишком серьёзны, развлекитесь вместе,
посмейтесь над детским непослушанием. Здесь главное, чтобы малыш точно
понимал, где игра, а где реальные требования.
- Надо заметить ещё и то, что весь негатив кризиса выливается на человека,
который ближе всех в общении. Мама часто может слышать в этот период от
отца, бабушек, нянь, воспитателей: «С нами он (ребёнок) так себя не ведёт!».
И понятно, ведь всё предшествующее время малыш жил именно мамой (или
тем, кто её заменяет), поэтому сейчас противопоставляет себя данному
человеку с особым усердием.
- Часто в этот период дети становятся невозможными нытиками. Идите снова
на хитрость: делайте вид, что не понимаете неразборчивую речь, но очень
хотите узнать, в чём её суть. Ноет, что хочет сок, переспросите: «Хочешь
кок? Ноет бок? Чулок!» Скажет как следует – получит своё.
- Хуже нытья только истерики. Соберите волю в кулак и не обращайте
внимания, пусть орёт, катается по земле, главное, чтобы без травм, остальное
– пусть. От вас не должно быть никаких эмоций: ни положительных, ни
отрицательных. Не обсуждайте это происшествие. Симулянт должен знать:
вас этим не проймешь, вам НИКАК, вы НЕ ЗАМЕТИЛИ, что случилось. Если
ситуация не позволяет «оставить истерику без внимания», попробуйте
отвлечь (только не выдать желаемое); не получилось – пожалейте, обнимите,
«переведите стрелки» на сказочный, вымышленный персонаж. (Мне очень
жаль, но Баба-Яга запретила тёте продавать нам эту игрушку.) Но жалеть и
отвлекать – это крайняя мера, истерика должна быть проигнорирована! И
помните – все наладится. Результат прохождения кризиса – становление
воли, самостоятельности, гордости за